Отец Амира Хосрова происходил из тюркских племен Средней Азии. Живший в Кеше (современный Шахрисабз), он вынужден был бежать от монголов и обосноваться в Северной Индии, в Дели. Здесь и родился будущий поэт. Так как большую часть жизни Амир Хосров провел в Дели, он писал под псевдонимом Дехлеви - "делийский". В 1261 году отец будущего поэта погиб в битве с монголами, и мальчика с восьмилетнего возраста воспитывает его дед Имодул-мулк, который уделял особое внимание разностороннему образованию внука. Одним из критериев образованности считалось знание языков, поэтому Хосрова обучают ведущим языкам Востока. Хосров очень рано начал писать стихи, которые в первые годы своего творчества подписывал псевдонимом "Султани". Литературное наследие Амира Хосрова огромно. По данным самого поэта, он написал более 400.000 бейтов. Абдурахман Джами указывал, что Хосров -автор 99 книг. Перу Амира Хосрова принадлежат произведения, написанные почти во всех литературных жанрах того времени. Лирика поэта собрана в пяти диванах (сборниках стихов), соответствующих пяти жизненным этапам. Это "Тухфат ас-сигар" ("Дары юности"); "Васатул-хаёт" ("Середина жизни"); "Гуррат ул-камол" ("Начало совершенства"); "Бакия ун-накия" ("Избраннейшие из избранных"); "Нихоят ул-камол" ("Вершина совершенства"). Лирику Амира Хосрова Дехлеви отличают богатство образов, ярких и точных сравнений. С величайшим мастерством поэт воспевает тонкие переживания людей, надежды и радости влюбленных. Алишер Навои ставил имя Дехлеви в один ряд с такими гениальными и признанными лириками, как Хафиз в Джами, и написал целый ряд поэтических ответов на его газели. Огромна заслуга Дехлеви в становлении и развитии жанра газели, занявшей видное место в персидско-таджикской классической литературе. Многие ученые считали Амира Хосрова великим гением дохафизовской лирики. В своих произведениях Амир Хосров Дехлеви призывал к справедливости, торжеству знаний, клеймил невежество и жестокость правителей, угнетателей бедного люда. С 1289 года Амир Хосров начинает писать эпические произведения. Широко известны его лиро-эпические, так называемые исторические поэмы. Среди них "Кирон ус-саъдайн" ("Слияние двух счастливых звезд"); "Мифтах ул-футух" ("Ключ побед"); "Дувалрани и Хызрхан"; "Нух сипехр" ("Девять небес") и другие. Амиром Хосровом была создана "Хамсэ" ("Пятерица"), как поэтический ответ на "Хамсэ" великого азербайджанского поэта Низами Ганджави. В нее вошли поэмы: "Восхождение светил", "Ширин и Хосров", "Меджнун и Лейли", "Зеркало Искандера" и "Восемь райских садов". Язык "Хамсэ" Амира Хосрова легок, нежен, страстен. Доходчивость и простота его делает эти произведения близкими к народным. Творчество Амнра Хосрова Дехлеви, его "Хамсэ", исторические поэмы, лирика обозначили собой одну из важных ступеней в литературном процессе народов Среднего и Ближнего Востока. Алишер Навои любил творчество Хосрова, считал его своим учителем и называл "индийским чародеем". Классик узбекской литературы Мухаммад Риза Огахи переводил на узбекский язык поэму Амира Хосрова "Восемь райских садов". Произведения Амира Хосрова Дехлеви переведены на многие языки мира. Main ![]() |